galik_123 (galik_123) wrote in ru_open,
galik_123
galik_123
ru_open

Categories:

Фабрика Цинделя



В начале ХIХ века многие иностранцы - специалисты ситцепечатного дела, переселялись в Россию и создавали здесь свои предприятия. Причиной этого стал глубокий промышленный кризис, в котором тогда находился центр европейского ситцепечатания Мюльгаузен. В мануфактурных кругах заметно выделилась личность швейцарца Бухера. В 1823 году им была куплена в Москве, в Кожевниках земля и основана небольшая ситценабивная мастерская. В начале мастерская была далеко не процветающим предприятием. Но в 1825 году она перешла в собственность немца Георга Фрауенфельдера. В дальнейшем он расширил производство и пригласил в компаньоны московского купца Голубятникова. Предприятие успешно работало, расширяло ассортимент и приобрело известность в Москве и за ее пределами.



С 1825 по 1833 годы на этом предприятии вырабатывались: плательно-сарафанные, занавесочно-мебельные, рубашечные ткани, а также платки и шали. Для этого среднего московского предприятия типичным было разделение труда, превращающего крестьянина в мастерового. В 1833 году на фабрику пригласили главным химиком-колористом Георга Штейнбаха. К этому времени в области крашения тканей Г. Штейнбах был уже известной личностью с европейским именем. Именно он, впервые в России применил способ непрерывного беления тканей. Г. Штейнбах возглавлял предприятие до 1847 года, затем он возвратился на родину в Мюльгаузен и к руководству фабрикой подключил своих зятьев - Эмиля Цинделя и Эмиля Мейера. Но связь с Эльзасом продолжалась в период всей последующей деятельности фабрики. Учредителем предприятия стал Эмиль Иванович Циндель (1811-1874). Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России.



В 1847 году было образовано "Товарищество ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель в Москве". Учредителями этого предприятия были также известные московские предприниматели: И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И.Хлудов, а также Торговые дома Л.И.Кнопа, Ценхера и К. Малютин с сыновьями. Председателем правления Товарищества стал И.К. Прове, а директором правления К.Т. Солдатенков. С 1874 года правления товарищества “Эмиль Циндель” возглавлял Юлий Иванович Циндель.


Циндель Эмиль Иванович (1811-1874). Илл. из книги "Двадцатипятилетие товарищества ситценабивной мануфактуры "Эмиль Циндель" в Москве. 1874-1899", М. 1899.

В 1870-80-х годах архитектор Залесский произвёл полную реконструкцию старых фабричных построек. Был построен комплекс фабричных корпусов, установлено много усовершенствованных машин и различных устройств. Предприятие очень быстро развивалось. С 1883 года директором правления Товарищества был Г.Л. Штекер - зять К.С. Алексеева (Станиславского) а с 1897 - Павел Петрович Воронин. С конца XIX века улица Дербенёвская по сути стала внутрифабричной. Слева была сама фабрика, а справа - городок для проживания рабочих и служащих. На фабрике в начале XX века работало почти 4 000 человек.


Смена рабочих на фабричном дворе, 1910-е гг.

Изделия фабрики Эмиля Цинделя отличались особым изяществом рисунка и отделкой поверхности модных хлопчатобумажных полотен плательных и мебельных тканей. Искусство рисования, гравирования и колорирования на этой мануфактуре было на очень высоком уровне. Мастера-художники, рисовальщики профессионально владели искусством тщательной проработки отдельных элементов рисунка. При создании рисунков учитывались вкусы различных слоев общества, их потребности, их представление о красоте узора. В 1895 году предприятие Э. Цинделя получило право зарегистрировать товарный ярлык с российскими символами.



В Москве при фабрике Товарищества открылся универсальный магазин, дом для служащих, широко рекламировалась продукция фабрики в различных популярных изданиях. К концу 1899 года были построены собственные отделения крашения, корпус для отбеливания и набивки тканей, а также железнодорожная ветка для отправки продукции. В последующем фабрика имела филиалы и склады не только в Москве, Нарофоминске, Нижнем Новгороде, но и в китайском Синанфу, Ташкенте, Коканде и Хиве.



Комплекс из краснокирпичных трех- и двухэтажных производственных зданий имел две проходные - с набережной и Дербеневской улицы. В центре комплекса была большая площадь, на которую выходил корпус отделки с башней с часами. Напротив, корпус с трубой - бывшая котельная. По Дербеневской улице, д. 9, было выстроено ремесленное училище. Больница завода с амбулаторией была построена во владении 3 на углу с 1-м Дербеневским переулком. Рядом - здание клуба (д.5). Напротив, через улицу, целый квартал (дома 6-20) занимали дома для служащих и казармы для рабочих мануфактуры. Между ними помещалась начальная школа. По Жукову переулку к Летниковской улице был фруктовый сад и огороды, снабжавшие рабочих фруктами и овощами. Последним по времени архитектором Бартом был построен новый набивной корпус по красной линии Дербеневской улицы.



В последующие годы к руководству фабрики подключился сын Э. Цинделя - Камиль. Во времена его правления фабрика переходит к массовому машинному производству хлопчатобумажных платков. В начале ХХ века на фабрике Э. Цинделя среди художников рисовальщиков выделялся особым талантом русский мастер Константин Иванович Арапов, который создал большое количество рисунков для платков и тканей. В этот период текстильные изделия мануфактуры отличались также высоким качеством мебельных кретонов, тончайших батистов, ситцев и сатинов.Только немногие ситценабивные предприятия московского региона, в том числе фабрика Цинделя, могли позволить себе приобретать дорогостоящее текстильное оборудование в Европе и вводить механизацию отдельных технологически процессов.
Огромную роль в оснащении многих текстильных предприятий Москвы сыграла в то время контора барона Людвига И.Кнопа. Основной его деятельностью в качестве представителя английской фирмы Де Джерси была поставка в Россию современного текстильного оборудования из Германии, Франции и Англии. Он открывал кредиты, был пайщиком, оборудовал английскими машинами фабрики Морозовых, Никольскую мануфактуру, предприятия А. Гюбнера, М.Титова, а также фабрику Э. Цинделя и многие другие. Текстильное оборудование, которое поставлял Л.И. Кноп, работало на предприятиях России еще долгие годы, до второй половины ХХ века.
Деятельность Л.И.Кнопа сыграла, несомненно, большую роль в развитии русского текстильного дела, при этом русская текстильная индустрия не попадала в подчинение иностранному капиталу, потому что Л.И.Кноп и его семья быстро обрусели, стали русскими подданными и все их главные интересы были связаны с Россией. На фоне сильных купеческих родов и династий русского происхождения, в московском регионе активно развивалась диаспора иностранных предпринимателей из Германии и Швейцарии, и Л.И. Кноп был для них объединяющей фигурой. После скоропостижной смерти Л.И.Кнопа в 1894 году два его сына, Андрей и Федор, стали достойными наследниками дела отца и еще долго продолжали сотрудничать с фабрикой "Эмиль Циндель в Москве" и другими московскими текстильными предприятиями.



Фабрика "Эмиль Циндель в Москве" работала до 1915 года. Сильно пострадало производство от антинемецкого погрома, которая устроила разъяренная толпа подвыпивших рабочих в конце мая 1915 года. Фабрика товарищества была национализирована в 1918 и стала называться "Первая ситценабивная фабрика", с 1978 - "Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром", потом - акционерное общество "Ситценабивная фабрика". Но это всё - бурная история этого квартала, а далее...

1. Когда потребление ситцевых тканей стало сокращаться, "Первая ситценабивная фабрика" уже не могла успешно выдерживать конкуренцию с предприятиями текстильной столицы России – города Иваново. В начале 2000-х фабрику закрыли. В 2006 - 2008 году собственник "Промсвязьнедвижимость" начал реконструкцию старых зданий фабрики и приспособление ее под крупный офисный центр.




2. Проект выполнило архитектурное бюро: "Мегастрой 2000". Фабричные здания подверглись реконструкции, укреплялись их фундаменты и конструкции.




3. Были надстроены мансарды, здания получили наружные открытые металлические лестницы и козырьки над входами, а дефекты кирпичной кладки на фасадах зданий закрылись бетонными пломбами с металлическим вензелем Эмиля Цинделя.




4. В целом территория из-за краснокирпичных зданий с мансардными крышами выглядит стильно, но уже как квартал в каком-нибудь английском городе.




5. Старая фабричная территории приспособлена для нового коммерческого использования с сохранением исторической среды и всех исторических зданий.




6. В декабре 2011 года в колоритном доме с трубой, бывшей котельной, начал свою работу Институт русского реалистического искусства. Старое фабричное здание конца XIX перепланировали под музей общей площадью 4500 м², оснастили новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием. При этом, сохранились старинная кладка стен, чугунные лестницы, и в то же время - техническое оснащение на уровне современных стандартов.




7. Музей ИРРИ занимает три этажа, в экспозиции - около 500 работ. Основу экспозиции составляет частная коллекция бизнесмена и мецената Алексея Николаевича Ананьева.




8. На внутренней территории организована стоянка для автомобилей. На автомобиле можно проехать от Новоспасского моста на Дербеневскую улицу до дома № 7, где шлагбаум и надпись "Новоспасский двор". За шлагбаум пускают на автостоянку бесплатно. Без машины можно добраться от Павелецкого вокзала к музею на микроавтобусе (расписание на сайте ИРРИ).




9. В XIX веке на этом месте в Дербеневке появилось одно из старейших текстильных предприятий Москвы - здесь кипела жизнь, работали цеха фабрики, выпускалась продукция, было многолюдно. Теперь всю территорию между Дербеневской улицей и Дербеневской набережной занимает огромный деловой комплекс "Новоспасский". В воскресенье мы встретили здесь только съёмочную группу с малочисленной массовкой. Деловой квартал готов к началу рабочей недели...




Tags: Иностранцы в России, Москва, Россия глазами иностранца, иностранцы в истории России, история России
Subscribe
promo ru_open september 13, 16:25 303
Buy for 200 tokens
Федя и Вика – нет , это не классическая русская пара, о которой можно подумать, ведь Виктория - американка из Лос-Анджелеса, которая однажды встретила сибиряка Федора. С тех пор они вместе, живут на две страны, и сегодня впервые прилетели в Санкт-Петербург. Виктория: Мы встретились в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments