История Магнитогорска. The Guardian

Магнитогорск - что мы о нем знаем? Город стали, город железа? Он был построен в рекордно короткие сроки, а спроектирован был для самого Сталина. У Магнитогорска интересная и насыщенная история. А еще - очень загрязненный воздух. Британская газета The Guardian выбрала именно этот город для своей рубрики "Story of cities".

Собственно, ничего особенного, просто история города. Но мы принялись за перевод, и поняли, насколько интересный город то оказался! История зарождения, жертвы города, и конечно, современнные проблемы - газета прошлась по всему. Так что если вам небезразлична история, то обязательно прочитайте (наже спойлер).  А вот фоточки:


[История Магнитогорска, читаааать!]Спроектированный для самого Сталина, Магнитогорск стал первым в СССР полностью реализованным урбанистическим проектом. У него непростая история: принудительный труд рабочих, позволивший построить город в рекордные сроки и рекордный уровень загрязнения воздуха

В июле 1931 Ибрагим Ахметзянов прибыл в Магнитогорск в товарном вагоне со своей женой и восемью детьми. Картина ему предстала довольно унылая.

В центре холодной, продуваемой всеми ветрами степи стояла кучка палаток и ветхих бараков – буквально в паре метров от зловещей «Магнитной горы», где земля была настолько полна железом, что компасы на поверхности беспорядочно крутились, а птицы облетами местность за километр.

Между горой и мелководной рекой Урал рабочие возводили предмет гордости первой советской «пятилетки» - Магнитогорский металлургический комбинат им. И.В.Сталина – один из крупнейших сталелитейных заводов в мире.
«Первостоители» Магнитогорска воспевались в поэзии, кинематографе и песнях; советская пропаганда делала акцент на вкладе в общее дело молодых коммунистов-волонтёров и членов Комсомола, национального молодёжного движения, набравшего силу в стоящемся городе.

Но Ахметзянов не был волонтёром. Он был «раскулаченным» крестьянином, выгнанным коммунистами со своей фермы в Татарстане и посланный в Магнитогорск, где ему и его семье предписали работать и жить в окруженном колючей проволокой поселении, охраняемом вооружённой охраной. Так выглядел принудительный труд так называемых «переселенцев», благодаря которым и стала возможна рекордно быстрая сдача проекта.
До осени они жили в палатках, зимой –в бараках с земляным полом, без минимальных бытовых удобств и медицинского обслуживания. По рассказам историка, правнука Ахметзянова, Салавата, написавшего книгу о тех самых «переселенцах», за пятилетку при строительстве города от голода, холода и болезней 10000 человек. Дочь и сын Ибрагима оказались среди тех жертв.


«История тысяч переселенцев была забыта», говорит Ахметзянов – «Когда речь заходит о войне, мы не скрываем число жертв, но что касается тридцатых годов – всё до сих пор замалчивается.
«Если бы режиму было дело до простых людей, город был бы построен без такого чудовищного количества жертв», считает Геннадий Васильев, местный учитель истории, который работает над созданием списка всех пострадавших от репрессий магнитогорских переселенцев. «У нас принято говорить что победителей не судят, но здесь совсем иная ситуация».


Некогда «Стальное сердце Родины», Магнитогорск до сих пор во многом живет прошлым – и не только за счёт рассказов о принудительном труде рабочих, трудившихся над проектом. Десятилетия тяжёлой промышленности загрязнили там воздух и воду, но к теперь уже частному предприятию «Магнитогорский металлургический комбинат» никто не идёт с проверками.


Более 30000 человек из проживающих в городе 400000 работают на заводе, и с безработицей порядка 1.44% ситуацию в городе, в отличии от других моногородов, нельзя назвать катастрофической.



Магнитогорск простирается по северному краю степи: рыжевато-бурые безликие пастбища простираются на запад к берегам Волги и на восток к границе с Казахстаном. Множество людей каждый день ездят на работу из Европы в Азию, перебираясь с восточного берега реки Урал к сталелитейному заводу на ее восточном берегу. В 1743 году здесь был основан маленький форт Коссак, но земли так оставались почти нетронутыми вплоть до «переломного» 1929 года, когда большевики объявили о старте первой пятилетки, которая должна была дать старт превращению Советского Союза в индустриальную державу.


Железо и сталь стали символом той эры. «Мы становимся страной металла», объявил Сталин, и бОльшая часть того металла была произведена именно в Магнитогорске. Город стал символом прорыва страны на пути к индустриализации.


«Магнитогорск не только был инструментом по увеличению объёмов производства, а с ними и прибыли. Это был механизм по изменению страны, ее географии, промышленности и ее населения. Магнитогорск, как явление, был сродни Октябрьской революции, революции социальной, сталинской.


По иронии судьбы, чтобы совершить ту самую социалистическую революцию, СССР пришлось прибегнуть к помощи своего злейшего капиталистического врага и нанять в 1930 году американскую фирму Arthur McKee & Co для разработки проекта сталелитейного завода и обучения советских рабочих его строительству. Проект завода, по слухам, был «слизан» с американского аналога в Гари, штат Индиана, самого большого в мире на тот момент сталелитейного предприятия. Первые годы строительства, впрочем, были ужасны: непосильные сроки сдачи объекта, устанавливаемые Москвой, отсутствие минимальной инфраструктуры, постоянные пожары и нехватка квалифицированных кадров и оборудования затрудняли процесс.


Магнитогорские строители участвовали в «социалистических соревнованиях» по выполнению задач в немыслимо короткие сроки. В первую очередь от этого страдал конечный результат: соревнования между правым и левым берегами реки достигли апогея в 1930 году. Главной идеей было во что бы то ни стало добиться победы, и рабочие были преисполнены «трудовым энтузиазмом» во благо большевистского проекта.
Но никакой трудовой энтузиазм не может помочь рабочим вынести нечеловеческие условия труда. Так погибли десятки тысяч. Государство принялось восполнять нехватку кадров посредством раскулачивания, начавшимся в 1930-1931 году.


Первые «товарняки» с переселенцами приехали в Магнитогорск в мае 1931 года. По словам Васильева, 40000 семей переселенцев были отправлены в Челябинскую область (турецко-говорящие татары) и в Магнитогорск. Их «специальные» поселения, окруженные колючей проволокой, были, своего рода, маленькими островами на обширном «архипелаге Гулаге», описанном Александром Солженицыным. Более 26000 политзаключенных были посланы в Магнитогорск в концу 1933 года.


Битком набитые людьми, палатки с земляным полом насквозь продувались зимой и затапливались ливневыми дождями летом. В них кишели крысы, клопы и вши. Иные переселенцы совсем опускались до первобытных времен, стоя землянки.


Перенаселение, холод, дизентерия, в довесок к недостатку чистой воды, нехватке еды и медикаментов, породили эпидемии тифа, малярии и скарлатины. Тем временем, партэлита наслаждалась всеми прелестями жизни в деревянном «Американском городке», изначально построенном для американских специалистов в 1930.
Каждый день бараки объезжали на телегах: «Умершие есть сегодня?». И каждый день были трупы. «Дети и престарелые умирали первыми», вспоминает зиму 1931-го Ахметзянов.


Пока ситуация обстоит таким образом, что существование «специальных переселенцев» если не отрицается, то всячески замалчивается, ничего не изменится. Администрация области запретила Васильеву общаться с диссидентами, а сам он не в силах найти спонсоров для выпуска своей книг. Даже сегодня ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» никак не упоминает на своём официальном сайте какими жертвами стало возможным его существование.


«Мы должны рассказывать об этом детям, они наши наследники и они должны знать кем были их предки», уверен Васильев – «Подзаголовок каждой из моих книг – «Этого никогда не должно повториться».
«Люди спрашивают: почему бы об этом не написать, если всё это правда?» Ахметзянов объясняет: «Главная проблема в отсутствии финансирования. Все исследования сделаны на наши собственные (исследователей) деньги».


Социализм
Завод был построен в рекордные сроки, в первую очередь, благодаря усилию рабочих. 31 января 1932 года при температуре воздуха ниже 20 градусов потухла шахтная печь. В том же году она вышла из строя еще раз, была закрыта и полностью перестроена.


Хотя власти отказывались перебрасывать кадры и ресурсы с завода, всё еще существовала острая необходимость строить вокруг него город. В 1930 году партийная газета «Магнитострой» писала что город будет центром «глубокого проникновения в новый социалистический образ жизни». Именно поэтому это должен был быть первый в мире от начала и до конца спроектированный город.


В 1930 году Москва наняла немецкого архитектора Эрнста Мэя, который заработал себе имя на строительстве эгалитарных жилых поселков во Франкфурте, возведенных с использованием стандартизированных готовых материалов. Мэй создал план города с линейной постройкой, отделив зелеными зонами жилые и промышленные кварталы. Но когда в октябре 1930 архитектор приехал на место строительства, он увидел особо охраняемую зону, на которой, к тому же, местные власти начали уже какой-то процесс строительства.


Изначально отточенный процесс строительства превратился в настоящий хаос. Встречая на своем пути постоянные преграды, Мэй, в итоге, построил то, что получило название «Сотсгород» - массив пятиэтажных домов к югу от завода.
Обширные открытые пространства между зданиями задумывались Мэем, чтобы каждому горожанину хватало дневного света. Правда, такое решение не учитывало суровые погодные условия в регионе, обрекая жилой комплекс на продувание всем ветрам уральской степи. И не смотря на то ,что здания с годами потеряли былой лоск, квартиры в них до сих пор пользуются популярностью, в первую очередь, потому что те, первые дома были сложены из кирпича. «Панельки стали возводить позднее». Комплекс номинирован на присваивание ему статуса Мирового наследия ЮНЕСКО.


Но тогда стандартизированные, неукрашенные здания критиковались за излишнюю простоту. Когда комиссар по промышленности Серго Орджоникидзе посетил объект в 1933, он был неприятно шокирован, так как из-за недостатка водопроводных систем наземные очистные сооружения излучали отвратительный запах. Комиссар заявил тогда архитектору: «Ты назвал кучу дерьма социалистическим городом». Он распорядился перенести жилую застройку на западный берег реки, но с учетом того, что в то время ни одно даже самое маленькое решение не могло быть принято без одобрения «сверху», генплан второй части города забуксовал в кабинетах власти.


Тем временем, ветхие поселения продолжали разрастаться с севера на юг более, чем на 20 километров, следуя за застройкой города по восточному побережью реки. Так появились названия «Поселение удобрения», «Станция обогащения руды» и «Решетчатый город». Запуск в 1935 году первого в городе трамвая, который был украшен портретом Сталина, Магнитогорск стал вторым по протяженности трамвайных путей городом после Ленинграда, хотя асфальтированных дорог в городе было по прежнему катастрофически мало. В 1939 году в уже 200-тысячном городе была только одна временная больница, а грабежи были обычным делом. В мечтах это был образецсоциалистического рая, а получился город-катастрофа, в котором витал дух приграничного городка.


С другой стороны, жилищные условия и социальные услуги, пусть и очень скромные, породили более коллективизированный образ жизни людей. Появились общественные бани, прачечные, кафетерии и ясли. Помимо значимого для города кинотеатра «Магнит», в нём открылся десяток клубов с библиотеками, играми, проекторами и учебными курсами.


Советские урбанистические идеи были, по большей части, реализованы на западном берегу реки. Там были и широкие проспекты, площади и тротуары. Там же были построены первые знаменитые «Хрущевки». Через реку на тот момент было проложено 4 моста. Сегодня цены на жильё на восточном побережье, где располагается весь промышленный комплекс города, значительно ниже, чем на западном.


Но реализация проектов на западном побережье была приостановлена из-за Второй Мировой войны. Из 56000 мужчин, проживавших тогда в Магнитогорске, 30000 были посланы на фронт. Мужчин на предприятии заменили женщины, которые работали там, как на фронте. Многие спали прямо на заводе, чтобы не тратить силы на дорогу домой.


Роль Магнитогорска в Великой Отечественной запечатлена на главном монументе города – «Тыл-фронту». Вклад магнитогорцев в общую победу невозможно переоценить.
Сейчас город гордится своей хоккейной командой «Металлург», 5 раз выигрывавшей национальное первенство.
Завод за годы модернизации очень разросся. Сегодня там производят 400 различных видов стали и перерабатывают 13 миллионов тонн стали за год.


Но металлургическая промышленность – очень «грязный» бизнес. В феврале Леонардо ДиКаприо запостил в своем «инстаграме» фотографию рыбаков на фоне десятков труб Магнитогорского металлургического комбината. Губернатор Челябинской области Борис Дубровский ответил уже в своем «инстаграме» что фото было сделано 22 года назад и в настоящий момент большая часть труб демонтирована, и пригласил звезду кинематографа посетить город.


Не смотря на это, всякий раз, когда ты приезжаешь в Магнитогорск, в воздухе ощущается едкий неприятный запах. Город признан третьим по уровню загрязнения в Росси в 2015 году. В действительности, объёмы допустимых к содержанию вредных веществ превышены в нём во много раз. Город страдает не только от загрязнения воздуха, но и воды.


Информацию по уровню загрязнения в городах Росси крайне сложно найти, но достоверно известно что за последний год только у 20 детей. Рожденных в городе, не выявлены проблемы со здоровьем. Онкология также является проблемой.


Впрочем, власти региона продолжают успокаивать общественность, указывая на то, что ситуация с загрязнением значительно улучшилась по сравнению с 20-летней давностью. При этом, на изменение ситуации правительство страны выделяет немалые деньги.


Скоро там перестанут расти даже овощи. Зимой снег покрывается пепельной стружкой, а осадки на стеклах после дождя говорят сами за себя. Рыболовы продолжают жаловаться на качество рыбы.
Всем очевидно, что городу нужны радикальные изменения.


И не смотря на то, что город на 100% зависит от сталелитейного завода, который не смотря ни на что продолжает оставаться прибыльным, проблемы с экологией в регионе не могут оставаться неразрешенными.
Сейчас завод переживает не самые лучшие времена. Экономический кризис, бушующий в стране, не сулит предприятию ничего хорошего. На заводе боятся повторения ситуации 2008 года, когда по тем же причинам было уволено около 3000 сотрудников.


Власти продолжают упорно гордиться своим городом и, кажется. Не замечают проблем. По их словам, город всегда есть за что критиковать, но все решаемо. Не просто же так город прозвали Стальным сердцем Родины.



Подписывайтесь на нас в социальных сятях!




promo ru_open март 17, 15:37 557
Buy for 120 tokens
Мы прилетели в Крым и предложили крымчанам на улицах Ялты поблагодарить Украину и украинскую власть. Вот что из этого вышло. Ответили крымчане и один француз: То же самое - только текстом: Вопрос: ЗА ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОБЛАГОДАРИТЬ УКРАИНУ И УКРАИНСКУЮ ВЛАСТЬ? Александр и Татьяна, Ялта…
Очень необычный город с интересной историей.
вот так живешь и не знаешь что какой Магнитогорск богат на события
Пи@дят, по большей части. Какие , нахрен, туркоговорящие татары? Да ещё и из Казани ? Обычные тататары , и их у нас не больше чем в Уфе, или Челябинске...
Никаких колючек не было. Да , люди умирали. В семье моей мамы было 3 детей, и старшая сестра умерла от пневмонии. Но для тех лет это обычная истомы была. Жили они в палатке до 40х , а потом получили 2 комнаты в отличном доме, как раз в том районе который на фото. И никто их сюда насильно не переселял. Приехали сами по комсомольской путевке.
Знаменитая Магнитка. Сейчас гору уже всю переработали.
Очень интересная история у этого города.
Ну куда же без десятков тысяч жертв режима, особенно для западного обывателя!
Не турецкоговорящие, а тюрко-. И "Соцгород", а не "Сотсгород". Такое ощущение, что переводчик вообще не задумывался над переводом и вообще не владеет толком русским языком, осуществляя просто машинный перевод, не пытаясь понять смысла слов.

Кстати, в Уфе есть район, центр которого построен полностью во время и после войны. Магнитка 1 в 1 практически - её бы поухоженнее сделать, был бы очень симпатичный город со сталинской архитектурой.

Edited at 2016-04-14 04:20 am (UTC)