Историческая реконструкция Галины Клиперт

«Вот уже 10 лет я осваиваю женское ремесло: пряду шерсть, плету шнуры, вышиваю жемчугом» - эти слова были сказаны во время одного из интервью, посвященного исторической реконструкции.

Галина Клиперт – девушка с характером. На кривой кобыле к ней не подъедешь, разве что привезешь тюки редкой ткани, натуральный мех или кожу. Особая любовь у нее к беленому домотканному льну, специфического вида тесьме и шерсти. Все эти ценные и редкие материалы она хранит как зеницу ока и использует только по великой необходимости. Запасов хватит на два года вперед.



Если кто-то думает, что реконструкторами рождаются, тот сильно заблуждается. Освоение редких технологий – довольно дорогое и тяжелое занятие. Кроме желания воссоздавать костюмы определенной эпохи нужно обладать особым «экологическим мышлением», которое не позволит шить современными нитками и использовать синтетику. Говорят, когда реконструкторы занимаются делом, они поют старорусские песни…



Уральские реконструкции

Филолог по образованию, специалист по экскурсионно-выставочной деятельности в лангепасском музейно-выставочном центре по роду деятельности, Галина ведет еще и «Школу ремесел», с 2013 года проводит региональный фестиваль клубов исторической реконструкции «Таежная застава», руководит клубом исторической реконструкции «Вольга» и «Мастерской русского традиционного костюма «Душегрея».

Созданием исторического костюма увлеклась еще 10 лет назад, когда поняла, что «стилизация» и «реконструкция» - это разные вещи. При реконструкции используются те самые натуральные материалы, которые знали наши предки - коноплю, хлопок, шелк...



«Я пряду шерсть и лен, плету шнуры несколькими способами, крашу натуральными красителями, шью, естественно, по традиционным историческим выкройкам, - рассказывает Галина. - Вышиваю жемчугом, вяжу носки и варежки, шапки одной иглой, финской вязкой, валяю шерсть. Сейчас занялась ткачеством поясов в мастерской русского традиционного костюма «Душегрея», где обучаю ткать пояса на «бёрдышке» и «дощечках». Скоро освоим верховую набойку по ткани...».

«Экология» исторической реконструкции весьма специфична и даже далека от того, как ее представляют «рафинированные» современные городские жители. Она представляет собой не иначе как попытку отдалиться от утилитарного мышления общества к традиционному образу жизни и культуре. Современному человеку, видевшему молоко только в пачках, а мясо - на тарелке, сложно представить, как выделываются шкуры животных, как месяцами можно вручную выполнять однообразную механическую работу, как носятся громоздкие, часто неудобные костюмы.

Кстати, о костюме. Знаете ли вы, как он создается?



«Я занимаюсь русским (славянским) женским костюмом, - призналась в задушевной беседе Галя. - Изначально работала с эпохой Древней Руси – IX-XI вв. (эпоха викингов). Мое мастерство и опыт пошива постепенно росли, становилось скучно в одной эпохе и я занялась реконструкцией женского русского костюма XVII века и этнографического русский костюма XVIII-XIX вв.

Процесс создания начинается вовсе не с раскроя и не с покупки ткани, а со скучной фазы сбора информации, которая может длиться достаточно много времени. Только потом начинаешь искать подходящие материалы.

Сейчас очень сложно найти натуральные ткани нужного цвета, фактуры, плотности, переплетения нитей. Есть множество вещей, которые невозможно повторить на 100 %, однако, главное для нас, реконструкторов, – максимально приблизиться к правильности исполнения предметов.



После закупок начинается раскрой, шитье и декорирование. Все делается с сохранением вида и часто с использованием инструментов «того времени», которые изготавливаются заранее. У меня, к примеру, есть кованые ножницы, иглы, деревянные ткацкие приспособления подобные тем, которые использовались нашими предками», - призналась Галина.

Некоторые люди настолько плотно начинают увлекаться некоторыми из этапов создания исторического костюма, воссозданием одного вида ремесла, что создают узконаправленные мастерские. Ткацкие мастерские, где изготавливаются ткани по археологическим и этнографическим образцам. Столярные мастерские, где вытачиваются, режутся изделия – копии предметов прошлых лет. Есть мастерские, занимающиеся покраской натуральными красителями и набойкой, есть те, что плетут кольчуги и куют шлема. Мы все дружим между собой, ведь совместная работа и взаимопомощь позволяет добиваться более интересных результатов.

«Многие работают над стилизованным русским костюмом. Часто известные дизайнеры представляют коллекции в «русском стиле», которые прекрасно смотрятся на праздниках, семейных торжествах или даже носятся в обычной жизни. Это здорово, когда русский костюм интегрируется в нашу современную жизнь. Главное, чтобы не происходило фальсификаций - когда за подлинный русский традиционный костюм выдается то, что имеет весьма опосредованное к нему отношение. В среде фольклористов и реконструкторов подобные явления называются «развесистой клюквой» и «марсианами».



Фестиваль исторической реконструкции и немного личного

Нужно ли воссоздавать нашу историю? Ответ однозначный, а вот на вопрос «кто больше должен быть заинтересован в этом?» - спорный. Многие из проектов реконструкторов до сих пор реализуются и поддерживают свою жизнедеятельность только на энтузиазме авторов и руководителей. Галине Клиперт путь же указывает солнце (читай: трудолюбие), оно же помогает выигрывать гранты на молодежных форумах. В этом году она, например, победила в окружном конкурсе с идеей создания на базе своего музея школы ремесел, а для обмена опытом отправлялась на VIII фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле» (2-3 июля, под Тобольском).

Для удивления: в средние века обувь существовала только на тонкой подошве, поэтому постоянно мокрые ноги для средневекового человека - скорее норма, чем редкость. Обувь стоила довольно дорого, так что вплоть до начала 20 века крестьяне почти по полгода ходили босяком, летом надевая ее только «на выход».

Для любопытства: в июне в Нефтеюганске прошел самый крупный молодежный форум УФО под красивым названием "УТРО". Всем участникам второй смены он запомнится исторической реконструкцией 22 июня, которая, между нами девочками, стала негласно называться главной исторической реконструкцией 2016 года.
</div>
promo ru_open september 4, 15:57 245
Buy for 70 tokens
Американец Максвэлл Уильям приехал к нам из Каламазу́, штат Мичиган. Преподает в английском разговорном клубе в Петербурге. Ему 25 лет, в России около года. Он рассказал в беседе с ru_open, что его больше всего удивило и впечатлило у нас, и как судьба привела его в Санкт-Петербург:…
Ну, так-то сейчас много людей этим интересуется. Я тоже. В РЭМе несколько секций открыто: плетение поясов, вышивка, ткачество половиков, кружевоплетение, костюмы. Все по технологии. )) Вообще это здорово. Считаю, что это очень правильно.
у нас в округе стилизаторы и реконструкторы - как два вражеских лагеря) вроде бы дружат, но спроси друг о друга - кааак начнется!
я бы национальные рукоделия в школы бы перенесла, а то пуговицы пришивать к колготам да фартук кроить только и научилась)
Идея, кстати, потрясная! Может, где-нибудь петицию создать?

А в каком округе вы живете?
в Югре живу, в суровой Сибири, в которой сейчас аномальное лето - только что прошлись с соседом по этажам нашей 17тиэтажке, засняли, как дом насквозь промок и течет от колоссального ливня. а вчера был смерч-торнадо в городе. это в нефтяном-то!)
1 канал нас теперь любит)
Телевизор я не смотрю от слова "совсем", а вот в Сургуте жила, пока училась в школе. )) На днях были тоже снимки про смерч там. Жесть вообще.
вчера МЧС разослал всем смс, что ожидается все на свете - град, дождь, смерч и так далее. ждем. на небе ни облака, жара по прогнозу снова 30 градусов. до конца недели причем)
в этом году на самом деле что-то случилось. парит, как будто в Турции у моря. ладно бы неделю, а то ведь второй месяц уже пошел...